ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
И ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

СОВЕТЫ ВРАЧЕЙ, ПЕДАГОГОВ, ПСИХОЛОГОВ, ЛОГОПЕДОВ
    Развитие по месяцам:  |   1   |   2   |   3   |   4   |   5   |   6   |   7   |   8   |   9   |   10   |   11   |   12   |     Ребенок:   1 год   |   2 года   |   3 года   |   > 4 лет  

Задержка психического и речевого развития Нарушения
при перинатальном поражении ЦНС
Задержка
развития при ДЦП
Последствия родовой травмы, гидроцефалии




 
РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Поражение ЦНС:
Изменения ЦНС:
Дефекты строения
артикуляционного аппарата:
Изменения ЦНС:
Афазия
Афазия – расстройство, которое предполагает, что речевая деятельность была сформирована на раннем этапе. Это приводит впоследствии к проблемам пользования собственной речью или понимания обращенной. Отклонения могут носить любой характер, как слабо выраженный, так и полное отсутствие речи. Больные с данным заболеваниям требуют комплексного обследования психолога, логопеда, невролога. Только после этого можно назначать компетентное лечение.

Причины и особенности

Афазия предполагает под собой распад или потерю речи вследствие проблем в функционировании речевых зон головного мозга. Чаще всего это проявляется у взрослых людей и детей в возрасте после 3-х лет. У больных страдают все виды речи:
1. Экспрессивная, представленная словарем, звукопроизношением и грамматикой.
2. Письменная, подразумевающая под собой как письмо, так и чтение.
3. Внутренняя речь.
4. Импрессивная, то есть понимание и восприятие.

Однако при афазии страдает не только речевой функционал, но также психические процесса, личностное развитие, сенсорная и двигательная сфера. Это делает заболевание одним из самых сложных для лечения, ведь оно требует комплексных действий логопедии, неврологии, психологии в медицинском понимании.

Среди наиболее востребованных причин провоцирования появления заболевания выделяют ишемический и геморрагический инсульты. При этом в зависимости от перенесшего заболевания выделяют и различные фазы расстройства.

Также выделяют и следующие причины:

1. Черепно-мозговые травмы.
2. Опухоли головного мозга.
3. Заболевания ЦНС, которые носят хронический или прогрессирующий характер.
4. Воспалительные процессы.

Среди факторов, приводящих к расстройству выделяют наличие пороков сердца, семейный анамнез, травмы головы, атеросклероз и пожилой возраст.

Классификация расстройства

Выделяют шесть основных видов расстройства. Среди них следующие:

1. Эфферентная моторная. Эта фаза предполагает под собой поражение зоны Брока. Основной проблемой становится артикуляционная кинетическая апраксия.
2. Афферентная моторная. Этот тип поражает отделы коры, примыкающие к роландовой борозде. Здесь основным проявлением становится кинестетическая артикуляционная апраксия.
3. Акустико-гностическая. Она наблюдается при поражении зоны Вернике. Главным проявлением становится утрата понимания обращенной речи.
4. Акустико-мнестическая. Она проявляется из-за поражения височной средней извилины и наблюдается в проблемах со слухоречевой памятью.
5. Амнестико-семантическая. Она возникает, если поражены задневисочная или переднетеменная область. Основной симптом – амнестические трудности.
6. Динамическая. Эта форма охватывает заднелобные отделы головного мозга. Результатом становится отсутствие возможность программировать высказывания и реализовать их внешне.

Симптоматика и лечение заболевания

Основным симптомом является первичное выпадение определенной стороны речевого процесса. Следующим этапом становится вторичный распад функциональности. В соответствии с этим могут наблюдаться перестановки звуков или слогов, длительные паузы, проблемы с ритмичной стороной речи.

Диагностика заболевания начинается с комплексного обследования логопедов, неврологов и нейропсихологов. Они проводят обследование речи, УЗДГ сосудов шеи и головы, КТ, МР-ангиографию, МРТ. Последующее лечение основано на общей работе логопедического и медицинского направления. Это может быть, как хирургическое, так и реабилитационное лечение на основе физиотерапии, ЛФК, массажа и механотерапии.