ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
И ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

СОВЕТЫ ВРАЧЕЙ, ПЕДАГОГОВ, ПСИХОЛОГОВ, ЛОГОПЕДОВ
    Развитие по месяцам:  |   1   |   2   |   3   |   4   |   5   |   6   |   7   |   8   |   9   |   10   |   11   |   12   |     Ребенок:   1 год   |   2 года   |   3 года   |   > 4 лет  

Задержка психического и речевого развития Нарушения
при перинатальном поражении ЦНС
Задержка
развития при ДЦП
Последствия родовой травмы, гидроцефалии




 
РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Поражение ЦНС:
Изменения ЦНС:
Дефекты строения
артикуляционного аппарата:
Изменения ЦНС:
Механические дислалии
Механическая дислалия – одна из форм дислалии, которая представлена нарушениями звукопроизношения. В основе подобной аномалии, которая может быть, как приобретенной, так и врожденной, особое строение периферического артикуляционного аппарата. Проблема может коснуться неба, губ или зубов. В этом случае необходима комплексная помощь логопеда, направленная на постановку звуков.

Причины дислалии

Причин появления механической дислалии достаточно много. Одна из них – укороченная подъязычная уздечка. Это затрудняет движения языка, не позволяет ему высоко подниматься и «выполнять» верхние звуки. Также может наблюдаться слишком маленький и узкий или большой и неповоротливый язык. Это также делает артикуляцию более проблематичной.

Второй возможной причиной появления расстройства становятся дефекты строения зубов и самих челюстей. К ним относят следующие:

1. Большая расщелина между зубами.
2. Выступание нижней челюсти вперед.
3. Выступание верхней челюсти над нижней.
4. Наличие промежутка при смыкании нижней и верхней челюстей. В зависимости от локализации промежутка выделяют различные виды прикусов.
5. Неправильное строение неба. Оно может быть плоским, высоким, узким или низким.
6. Расщепление губ или твердого неба.
7. Наличие укороченной уздечки верхней губы.

Симптоматика проблемы

Основная симптоматика проявляется в проблемах с произношением шипящих и свистящих звуков. Наблюдается избыточный шум при их выговоре. Также могут возникнуть проблемы с произношением переднеязычных, губно-зубных и взрывных звуков. В отдельных случаях ребенок с трудом произносит р-рь.

Могут быть нарушения и произношения гласных звуков. Они носят малоразборчивый характер и практически не слышны из-за зашумленности других звуков. Проблемой могут стать и патологические изменения языка, боковой сигматизм, потеря внятности речи.

Чаще всего можно заметить изменения зубо-челюстной системы. к ней относят глубокий, дистальный или мезиальный прикус. Также можно выделит перекрестный, прямой и открытый прикусы, диастему, микрогнотию, сужение челюстей, микрогению. Зачастую родители замечают все эти изменения, которые происходят с их ребенком и успевают вовремя записаться на прием к специалисту.

Диагностика и коррекция

Диагностика предполагает обращение к стоматологу и ортодонту. Они проводят обследование, выявляют первопричину проблему и только после этого назначают компетентное лечение. Оно проводится в кабинете стоматолога, где и выполняют исправление дефектов касательно зубов и челюстей.

Коррекция механической дислалии касается устранения дефектов речевого аппарата. К ним можно отнести «подрезание уздечки», коррекцию зубного ряда, исправление прикуса. Специалисты утверждают, что лучше всего это выполнять в возрасте 5-6 лет, чтобы добиться наилучшего результата. Дополнительно возникает необходимость в коррекции и произношения звуков. Этим занимается опытный логопед.

Работа по коррекции достаточно сложная и длительная. Она требует тщательной подготовки, индивидуального подбора компенсаторной артикуляции. Только после этого начинается проработка упражнений на достижение автоматизации. В отдельных случаях не удается сформировать правильный звук. Тогда задачей педагогов становится формирование звука максимально близкого к норме. Логопедическая работа включает в себя не только постановку звуков, но дополнительно артикуляторную гимнастику и массаж. Последний необходим для того, чтобы активизировать движение языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба.