ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
И ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

СОВЕТЫ ВРАЧЕЙ, ПЕДАГОГОВ, ПСИХОЛОГОВ, ЛОГОПЕДОВ
    Развитие по месяцам:  |   1   |   2   |   3   |   4   |   5   |   6   |   7   |   8   |   9   |   10   |   11   |   12   |     Ребенок:   1 год   |   2 года   |   3 года   |   > 4 лет  

Задержка психического и речевого развития Нарушения
при перинатальном поражении ЦНС
Задержка
развития при ДЦП
Последствия родовой травмы, гидроцефалии




 
РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Поражение ЦНС:
Изменения ЦНС:
Дефекты строения
артикуляционного аппарата:
Изменения ЦНС:
Ринолалия
Ринолалия – нарушение, которое выражается проблематикой с тембром голоса и самой речью. Причиной становятся анатомические нарушения речевого аппарата и проблемы физиологии. Характерным проявлением расстройства становится достаточно неоднозначное изменение голоса. Наблюдается оно по причине того, что он воздуха проходит не через ротовую, а через носовую полость, провоцируя своеобразный резонанс. Речь становится более гнусавой, а произношение звуков нарушается.

Основные характеристики проблемы

Ринолалия подразумевает под собой, что у пациента наблюдается носовой оттенок голоса. К этому приводят функциональные и анатомические проблемы. Изначально подобное нарушение называли «гнусавость», но с течением времени от этого термина отказались, хотя он достаточно точно отражал причину проблемы, которые приводят к ринолалии могут касаться строения артикуляционного аппарата, а именно десен, губ, неба.

Наиболее частая причина – расщелины верхней губы и неба. Они могут полными и неполными, сквозными, располагаться с конкретной стороны. Расщелины мягкого неба могут иметь определенную форму. Дополнительно выделяют расщелины альвеолярного отростка и твердого неба, которые также могут быть.

Почему возникает?

Причин активизации ринолалии достаточно много. Чаще всего встречаются врожденные. К ним относят пороки, появившиеся при развитии челюстей и лица. Сами причины могут носить как эндогенный, так и экзогенный характер. Возникают они тогда, когда наблюдается особое негативное воздействие на плод, которому от 7 до 9 недель.

Также среди причин выделяют следующие:

1. Раздвоенность маленького язычка, его полное отсутствие.
2. Расщелины любого типа врожденного характера.
3. Наличие короткого мягкого неба.
4. Вялость артикуляторных мышц. Чаще всего это проявляется у физически слабых детей.
5. Параличи и парезы артикуляторных мышц.
6. Гиперфункция мягкого неба.
7. Носовые полипы, аденоидные разрастания, опухоли.

При этом причины могут приводить к различным проявлениям проблемы. В отдельных случаях это полное разделение носовой и ротовой области друг от друга. В других случаях наблюдается их изоляция исключительно в момент речи.

Симптоматика и виды

Виды ринолалии во многом определяют ее симптоматику. Закрытая органическая проявляется в нарушении тембра голоса в тот момент, когда пациент произносит согласные звуки. Дополнительно добавляется хрипящий звук при произнесении фрикативных и шипящих. Взрывные звуки произносятся достаточно неточно из-за слабости воздушной струи. Закрытая органическая ринолалия может быть передней и задней. Это зависит от локализации проблемного места.

Открытая ринолалия представлена дефектами неба. Поэтому речь носит носовой и непонятный оттенок вследствие прохождения струи воздуха через нос. Органическая ринолалия в целом основывается на серьезных изменениях тембра звуков как гласных, так и согласных. Для функциональной ринолалии характерны нарушения исключительно произношения гласных звуков.

Диагностика и лечение

Первым этапом диагностики становится обследование у различных специалистов. Делается это с целью выявить причины заболевания. Могут понадобиться рентген, фарингоскопия, электромиография, риноскопия. Обязательным является и обследование у логопеда. Здесь специалист обращает внимание как на анатомические, так и на физиологические признаки.

Лечение должно быть направлено на исправление дефектов. Чтобы научить пациента правильно называть звуки, назначают комплекс специальных упражнений. Его составляют индивидуально в зависимости от того, с какими звуками у ребенка имеются проблемы.