ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
И ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

СОВЕТЫ ВРАЧЕЙ, ПЕДАГОГОВ, ПСИХОЛОГОВ, ЛОГОПЕДОВ
    Развитие по месяцам:  |   1   |   2   |   3   |   4   |   5   |   6   |   7   |   8   |   9   |   10   |   11   |   12   |     Ребенок:   1 год   |   2 года   |   3 года   |   > 4 лет  

Задержка психического и речевого развития Нарушения
при перинатальном поражении ЦНС
Задержка
развития при ДЦП
Последствия родовой травмы, гидроцефалии




 
РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Поражение ЦНС:
Изменения ЦНС:
Дефекты строения
артикуляционного аппарата:
Изменения ЦНС:
Дислалия
Дислалия – серьезное нарушение речи, которое проявляется в отсутствии проблематики развития слуха и речевого аппарата, а имеется затрудненное произношение звуков. Чаще всего оно имеется у всех детей в возрасте до пяти лет. После этого оно обычно исчезает самостоятельно. Если этого не произошло, требуется комплексное обследование специалистов для выявления причин и назначения диагноза.

Особенности и виды

Дислалия представляет собой нарушение у детей, которое проявление в устной речи. Пациенты обычно имеют нормальный сохраненный слух и полноценную артикуляцию. Видимыми признаками становится искажение или замена звуков, а также их смещение. Ранее такое расстройство именовали косноязычием, но в современной медицине подобное слово не используется.

Выделяют достаточно обширную классификацию проблемы. В соответствии с ней и подбирают лечение. Классификация основывается на причинах. Выделяют:

1. Функциональная. Причинами становятся социальные факторы.
2. Органическая или механическая. В ее основе анатомические нарушения артикуляционного аппарата.

Функциональная дислалия может быть дополнительно представлена моторной и сенсорной. К моторной приводят сдвиги нейродинамического характера в речеслуховом анализаторе. Причиной моторной называют нарушения в аналогичном участке, которые представлены возрастными проблемами. Может наблюдаться неточное движение губ малыша, но при этом сохраняется восприятие.

Чаще всего встречается смешанная дислалия. Это обусловлено влияет окружающего мира, что провоцируют активизацию симптоматики обоих типов проблемы. Еще одна классификация выделяют простую и сложную форму в зависимости от количества искажаемых звуков. Для простой формы характерно изменение только одного звука. Сложная дислалия диагностируется в тех случаях, когда ребенок неправильно произносит звуки из разных групп.

Причины и симптомы

Подобное изменение звуков пациентов может быть следствием нескольких причин. К механической дислалии приводят физические причины. Среди них выделяют следующие:

1. Плоское и низкое небо.
2. Неправильный прикус.
3. Высокое и узкое.
4. Мелкие или редко посаженные зубы.
5. Малоподвижные губы.
6. Массивный язык.
7. Короткая уздечка языка.

К функциональной дислалии приводят другие причины, которые никак не связаны с анатомической проблемой. Среди них выделяют отсутствие воспитание, не полное формирование фонематического слуха, минимальная мозговая активность, подражание неправильной речи родителей, ослабление ребенка в общем случае.

Основным симптомом становится замена или искажение звуков. Обычно это сразу заметно, в особенности близким людям пациента. Также может наблюдаться выпадение звуков в конкретной части слова или их пропуск. Пациент может заменять определенные звуки на противоположенные, следуя принципу глухости-звонкости и мягкости-твердости. Полноценное формирование речевой деятельности у ребенка происходит к 5 годам. Если к этому времени, он все еще путает звуки, стоит посетить специалиста для выяснения причин.

Диагностика и лечение

Диагностика начинается с обследования ребенка, а также выяснения определенных ситуаций – особенности протекания беременности у матери, перенесенные заболевания, возможные проблемы развития. После выяснения причин назначается соответствующее лечение.

Лечение будет носить индивидуальный характер для каждого пациента. В более простых случаях коррекцию производят за пару месяцев. Если случай сложный, лечение может растянуться на полгода. Первым этапом коррекции становится подготовка ребенка, следующим – формирование необходимых навыков произношения, третий этап – формирование навыков коммуникации.