ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
И ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

СОВЕТЫ ВРАЧЕЙ, ПЕДАГОГОВ, ПСИХОЛОГОВ, ЛОГОПЕДОВ
    Развитие по месяцам:  |   1   |   2   |   3   |   4   |   5   |   6   |   7   |   8   |   9   |   10   |   11   |   12   |     Ребенок:   1 год   |   2 года   |   3 года   |   > 4 лет  

Задержка психического и речевого развития Нарушения
при перинатальном поражении ЦНС
Задержка
развития при ДЦП
Последствия родовой травмы, гидроцефалии




 
РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Поражение ЦНС:
Изменения ЦНС:
Дефекты строения
артикуляционного аппарата:
Изменения ЦНС:
Общее недоразвитие речи (ОНР)
Общее недоразвитие речи является нарушением в формировании различных сторон речи у детей дошкольного возраста. Признаки данных нарушений зависят от того, в какой степени у ребёнка не сформулированы элементы речи. Постановление данного диагноза возможно только с трёхлетнего возраста малыша. Терапия ОНР направлена на развитие понимания речи и искоренения речевых дефектов. Она основана на комплексной работе ряда специалистов, что помогает добиться лучших результатов.

Классификация и причины возникновения ОНР

Заболевание может делиться на несколько различных видов по различным факторам. Одна из основных классификаций предполагает степени тяжести. Существует 4 степени развития ОНР:

1. 1 степень — самая тяжёлая. У ребёнка с данной степенью развития нарушений полностью отсутствует структурированная речь, вместо неё он использует звукоподражания (к примеру, «би» — машина, «ав» — собака) и выраженную жестикуляцию.
2. 2 степень — при данной степени ребёнок имеет начальные познания речи (предложения из двух или трёх слов), но не может грамотно её построить. Присутствует искажение, сокращение и замещение звуков.
3. 3 степень — у ребёнка присутствует фразовая речь с дефектами смысла при построении.
4. 4 степень — самая лёгкая степень, при которой у ребёнка имеются незначительные лексико-грамматические нарушения речи.

Кроме вышеописанной классификации ОНР, имеется разделение форм нарушений по составу клинической картины:

1. Неосложнённая форма возникает у детей с низкой дисфункцией мозга.
2. Осложнённая форма проявляется на фоне неврологических и психопатических недугов.
3. Грубое речевое недоразвитие, характерно при дефектах речевых отделов головного мозга.

Возникновению ОНР у ребёнка дополнительно могут послужить такие факторы, как, асфиксия, нейроинфекции, тяжёлое протекание беременности, недоношенность, гипоксия плода, внутриутробные интоксикации. Все это негативно отражается как на состоянии матери, так и на состоянии ребенка, приводя к развитию серьезных расстройств.

Диагностика и лечение проблемы

Для диагностирования ОНР ребёнку необходимо пройти консультации у логопеда, невролога, отоларинголога и педиатра. Каждый из специалистов изучит анамнез, а также проведет обследование для выявления первопричины проблемы. После утверждения диагноза и уточнения уровня недоразвития речи, наступает период коррекционной работы. Длительность и методы лечения вплотную зависят от степени ОНР. Так, при первой степени путь лечения самый длительный и трудоёмкий — главной задачей является постановка грамматической речи, и только после этого приступают к развитию других речевых сторон.

Если у ребёнка ОНР относятся ко второй степени, то первоочерёдно логопед проводится работу над развитием речевого понимания и активности речи у ребёнка, а также коррекцию фразовой речи. Основной целью при коррекции третьей степени нарушений является совершенствование связной и грамматической речи. При общем нарушении речи в лёгкой степени логопедическая коррекция сводится к закреплению развёрнутой структурированной речи у ребёнка и к развитию первичных познаний письменности и чтения.

При обнаружении у ребёнка любой степени ОНР необходимо сразу приступить к коррекционной работе для избежания трудностей впоследствии. В профилактических целях данного нарушения, родителям необходимо заниматься речевым и неречевым развитием малыша, следить за его психическим здоровьем, вовремя выявлять нарушения, а также следить за благоприятной домашней обстановкой, где воспитывается ребёнок.