Специфические расстройства развития учебных навыков (Дислексия - нарушение чтения, Дисграфия - нарушение письма, Акалькулия - нарушение счета)
Специфические расстройства развития учебных навыков – вид расстройств, отражающихся на способностях к обучению. Данные расстройства проявляются у детей в очень раннем возрасте, хотя и не являются психическими заболеваниями. Выделяют следующие виды расстройств: дислексия, дисграфия, акалькулия. Следует помнить о том, что виды расстройств – это не обязательно отдельные нарушения, чаще всего они встречаются вместе. Все это существенно снижает способности ребенка к обучению или делает их вовсе невозможными.
Дислексия и ее особенности
Дислексия – это нарушения чтения, которое является следствием неполной сформированности функций, отвечающих за чтение. Выявить дислексию можно по однообразности ошибок во время чтения:
– замене звуков;
– чтению по буквам;
– неправильному пониманию прочитанного.
Диагостируют дислексию путем оценивания уровня речи (устной и письменной), а также неречевых функций. В практике для преодоления дислексии следует повышать уровень связной речи, навыков письма, чтения, пополнять словарь, а также работать над неречевыми процессами.
Дисграфия и ее особенности
Дисграфия – это нарушение письма, вызванное неполной сформированностью психических функций, контролирующих письмо. Дискография проявляется схожими ошибками при письме, устранение которых не происходит без специального вмешательста. Диагностика дисграфии состоит из комплексного анализа устной и письменной речи, а также письменных работ.
Лечение дисграфии тоже является комплексным и состоит из:
– развития устной и письменной речи;
– повышения лексического и грамматического уровня;
– разработки звукопроизношения;
– обязательного улучшения неречевых функций.
Акалькулия и ее особенности
Акалькулия – заболевание, вызванное поражением части коры мозга и проявляющееся в:
– неспособности совершить элементарные математические операции;
– непонимании строения чисел;
– неспособности с первого раза различать визуально схожие числа.
Акалькулия разделяется на два вида: первичная и вторичная.
Особенностью первичной является невозможность представления чисел в пространстве или анализа, трудность со счетом (обусловленная непониманием сторон (справа, слева и тд.) и похожих понятий (больше, меньше)).
Вторичная форма болезни наиболее серьезная, так как она развивается из-за поражения затылочного и височного отделов мозга. Каждый из этих отделов отвечает за функционирование разных органов, откуда следуют и различные нарушения:
1. Затылочная область. Проблемы с визуальным восприятием чисел, которые могут осложниться наличием у больного таких заболеваний как амнезия и алексия.
2. Височная область. Дефекты слухового восприятия чисел, понимания математических операций, ход болезни может осложниться наличием сенсорных и акустико-мнестических афазий.
Терапевтический подход к болезни может улучшить способности больных в математике.
Применяются следующие методы лечения:
– метод действий над числами;
– визуальный метод;
– метод классификации разрядов чисел.
Но все же следует помнить о том, что лечение напрямую зависит от степени пораженности мозга. В соответствии с этим также могут использоваться:
– метод озвучивания;
– представление чисел как предметов;
– развитие зрительной памяти;
– предметный счет;
– различные упражнения с числами.
В лечении данных заболеваний главное – терпение, так как лишь постепенное обучение больного основам чтения, письма и счета принесут ожидаемый результат. Комплексный подход к делу и отсутствие нервозности со стороны учителя также благотворно скажется на течении болезни.