ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
И ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

СОВЕТЫ ВРАЧЕЙ, ПЕДАГОГОВ, ПСИХОЛОГОВ, ЛОГОПЕДОВ
    Развитие по месяцам:  |   1   |   2   |   3   |   4   |   5   |   6   |   7   |   8   |   9   |   10   |   11   |   12   |     Ребенок:   1 год   |   2 года   |   3 года   |   > 4 лет  

Задержка психического и речевого развития Нарушения
при перинатальном поражении ЦНС
Задержка
развития при ДЦП
Последствия родовой травмы, гидроцефалии




 
РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Поражение ЦНС:
Изменения ЦНС:
Дефекты строения
артикуляционного аппарата:
Изменения ЦНС:
Задержка психического развития (ЗПР)
Задержка психического развития является незрелостью эмоционально-волевой области, отклонением от установленных норм развития детей и неспособность заниматься интеллектуальным трудом. ЗПР диагностируется в основном при достижении ребёнка школьного возраста, иногда в более раннем возрасте.

Причины возникновения ЗПР у детей

На возникновение задержки психического развития влияют критерии социально-психологического и биологического характера.

К причинам биологического характера относятся:

1. Гипоксия плода (кислородное внутриутробное голодание).
2. Тяжёлая форма токсикоза у матери в период беременности.
3. Тяжёлые роды.
4. Гипотрофия ребёнка.
5. Недоношенность.
6. Желтуха грудных детей.
7. Перенесённые заболевания у ребёнка в раннем возрасте (грипп, рахит, инфекции и прочие).
8. Черепно-мозговая травма.
9. Эпилептическая энцефалопатия.
10. Наследственность.
11. Гармонический инфантилизм.
12. Болезни ЦНР (центральной нервной системы).

Классификация ЗПР

ЗПР конституционального генеза характеризуется медленным созреванием центральной нервной системы на фоне психофизического инфантилизма. Патология соматогенного генеза является последствием долгих соматических болезней ребёнка, протекающих в тяжёлых формах с последующей астенией. К таким болезням относятся бронхиальная астма, пневмония, почечная недостаточность и другие.

Патология психогенного характера возникает при проживании ребёнка в неблагоприятных асоциальных условиях либо наоборот, по причине гиперопеки родственников. Патология церебрально-органического генеза является самой распространённой формой патологии. Возникает на фоне органического поражения головного мозга.

Симптоматика ЗПР

Выявить симптомы ЗПР у детей младшего возраста фактически невозможно. Замечать первые проявления задержки психического развития становятся заметны ближе к достижению школьного возраста, когда родители и педагоги начинают замечать, что ребёнок не способен усвоить учебный материал. Хотя, даже при явных признаках отставания у ребёнка многие родители предпочитают бездействовать, считая, что со временем ребёнок сможет самостоятельно справиться с возникшей проблемой. Такое мнение является ошибочным, по причине того, что данное нарушение затрагивает все интеллектуальные сферы развития: внимание, речь, память, мышление, восприятие.

Ребёнок с ЗПР воспринимает выдаваемую ему информацию неточно и замедлено. Такой ребёнок неусидчив, его внимание рассеяно и кратковременно, он не может сосредоточиться на одном каком-либо деле, через короткий промежуток времени у него появляются такие симптомы, как, усталость и раздражение. Запоминание учебного материала также затруднено по причине
фрагментарной памяти и заниженной мыслительной активности.

Эмоциональные характеристики ребёнка с ЗПР:

1. конфликтность;
2. повышенная тревожность;
3. замкнутость;
4. скудное воображение;
5. агрессивность;
6. плаксивость.

Медицинские назначения

Для диагностики ЗТР, ребёнку необходимо пройти всех необходимых специалистов, к ним относятся: невролог, психолог, дефектолог, логопед, психиатр и педиатр. На основании общего заключения данных врачей устанавливается диагноз. После чего приступают к коррекционной работе, делая акцент на развитие познавательных функций. Ребёнка с диагнозом ЗТР переводят в коррекционный класс так, как ему нужна более лёгкая программа обучения, чем остальным детям. Упрощённая программа обучения характеризуется такими приёмами, как, многократное повторение пройденного материала, дозированность информации, периодическая смена деятельности и так далее. Вне стен школы, с ребёнком проводят работу дефектологи, психологи и логопеды.
Кроме коррекционной работы ребёнку назначается медикаментозная терапия, физиотерапия, массаж и лечебная гимнастика.

При ответственном подходе родителей и педагогов к лечению задержки психического развития, возникает шанс, что ребёнок сможет постепенно выровняться и возможно даже обойти в дальнейшем развитии своих сверстников.