ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
И ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

СОВЕТЫ ВРАЧЕЙ, ПЕДАГОГОВ, ПСИХОЛОГОВ, ЛОГОПЕДОВ
    Развитие по месяцам:  |   1   |   2   |   3   |   4   |   5   |   6   |   7   |   8   |   9   |   10   |   11   |   12   |     Ребенок:   1 год   |   2 года   |   3 года   |   > 4 лет  

Задержка психического и речевого развития Нарушения
при перинатальном поражении ЦНС
Задержка
развития при ДЦП
Последствия родовой травмы, гидроцефалии




 
РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Поражение ЦНС:
Изменения ЦНС:
Дефекты строения
артикуляционного аппарата:
Изменения ЦНС:
Задержка речевого развития (ЗРР)
Задержка речевого развития является отсутствием устной, то есть фразовой и связной, речи у детей в возрасте до четырёх лет. С каждым годом количество детей, страдающих от ЗРР, растёт, причём данная патология преимущественно появляется у мальчиков. Здесь важна оперативность постановки диагноза и выявления причины. После этого можно приступать к лечению подобного расстройства.

Причины возникновения ЗРР

Задержка речевого развития может возникнуть на основе биологических и социальных факторов. К биологическим факторам возникновения ЗРР относятся:

1. кислородное внутриутробное голодание;
2. сильный токсикоз у матери вовремя беременности;
3. асфиксия при родах;
4. внутриутробные инфекции;
5. недоношенность;
6. родовые травмы;
7. гипотрофия ребёнка;
8. осложнения после вакцинации;
9. желтуха;
10. перенесённые заболевания у ребёнка в раннем возрасте (менингит, грипп, энцефалит, рахит и прочие);
11. наследственная предрасположенность;
12. черепно-мозговые травмы;
13. тугоухость.

К социальным факторам возникновения ЗРР относятся:

1. неблагоприятные асоциальные условия;
2. невостребованность речи;
3. «синдром госпитализма»;
4. частые стрессовые ситуации в семье;
5. гиперопека со стороны родственников;
6. билингвизм.

Симптоматика ЗРР

При подозрении на наличие задержки речевого развития у ребёнка, необходимо обратить внимание на присутствие следующих факторов в поведении ребенка:

1. отсутствие гуления (звуков) в младенческом периоде;
2. отсутствие реакции у ребёнка в годовалом возрасте, на обращение к нему;
3. полуторагодовалый ребёнок имеет в запасе менее 20 слов;
4. ребёнок при общении отдаёт предпочтение жестикуляции и мимике, нежели устной речи;
5. невнятная речь в два года;
6. ребёнок не может ответить на элементарные вопросы и назвать членов семьи в возрасте двух лет;
7. отсутствие структурированной речи в 3 года.

Диагностика и лечение

При обнаружении у ребёнка вышеописанных факторов необходимо привести его на консультацию к педиатру. Основная цель педиатра при установлении диагноза – выявления причины возникновения ЗРР и перенаправления ребёнка к необходимым специалистам. Необходимо посетить таких врачей, как невролог, сурдолог, дефектолог, логопед, отоларинголог, психолог и психиатр. Ребёнку назначают ряд медицинских исследований. Среди них ЭЭГ; сканирование артерий; ЭхоЭГ; комплексное возрастное тестирование; МРТ и прочие.

После утверждения диагноза ребёнку подбирают индивидуальный коррекционный комплекс, направленные на искоренение причин возникновения патологии и излечения их последствий. В данный комплекс входят коррекционные занятия с логопедом, лекарственная терапия, магнитотерапия, электрорефлексотерапия, иппотерапия, занятия с дефектологом, логопедический массаж, гимнастика для мелкой моторики рук и упражнения, направленные на развитие мышц лица. Могут потребоваться и другие методы лечения.

Кроме данного комплекса лечения, ребёнку необходима колоссальная поддержка, понимание, терпение родителей, а также вера в успешное преодоление патологии. Родители должны также проводить дома занятия с малышом, создать тёплую домашнюю обстановку, не провоцировать стрессовые ситуации при малыше. При должном медицинском подходе и при соблюдении всех врачебных рекомендаций увеличивается шанс на эффективный результат и выравнивание речи ребёнка. С малышом нужно работать аккуратно, чтобы он не замкнулся в себе и не начал бояться своего недуга. Корректная работа будет гарантировать выздоровление и полноценную последующую жизнь.